Иногда, при съемке натюрморта, локальные мазки светом, дают интересный изобразительный эффект. Я бы назвал это стилем фотографического минимализма. Удачный кадр всегда рождается спонтанно, складывается в голове фотографа как пазл. Глаз постоянно скользит по привычным предметам, не фиксируя и не фокусируясь на них, но стоит только лучу света упасть на знакомый предмет необычным образом, сознание тотчас подключает недостающие элементы и в голове появляется картинка.
Когда образ сложился, начинается очень ответственный этап – подготовка к съемке и подбор реквизита. От правильного подбора реквизита зависит и цветовое решение и стилистическое единство натюрморта. Либо кадр сложится, либо нет.
Вино я выбрал в немного необычной бутылке с кривым горлом, это Merlo-Cabernet, традиционно производимое J.P. Chenet со времен Людовика XIV. Жан Поль Шене – человек-легенда, внесший большой вклад в развитие французского виноделия. Его вина, да и вся его жизнь окутана романтическим ореолом, легендами и притчами. Наверное помните фразу: «Она не кривая. Она прямая, но склоняется перед блеском Вашего Величества».
К вину необходимо подбирать соответствующий бокал. Это несложно было сделать, так как в моей коллекции есть практически все виды бокалов, а для красного вина их более десятка. Поэтому выбор бокала я считаю очень удачным.
Вопрос о поверхности, на которой будет стоять натюрморт тоже решился быстро. Подошло черное глянцевое стекло, оно есть или должно быть в арсенале каждого фотографа, снимающего постановки. Чёрное стекло – одно из самых универсальных и в тоже время премиальных решений для фона. В нашем случае оно не вводит посторонний цвет в композицию и прекрасно отражает блики от главных героев нашей постановки.
Итак, на черном стекле (1) была выстроена композиция из бокала и бутылки, добавлена гроздь винограда и, для “оживления,” – виноградный листок и вьющиеся “усики”. Виноградную лозу всегда можно достать в магазине саженцев. Задник проваливаем с помощью черного бархата (2), он великолепно поглощает свет, им же впоследствии пришлось занавесить всю зону съемки.
Точка съемки позволяла видеть “открытый” эллипс бокала и налитого в него вина, ракурс позволял усилить ощущение объема картинки, создаваемой столь скупыми световыми средствами.
В качестве рисующего света использовался длинный стрип-бокс (3), который был прикрыт черной маской из двух кусков бархата так, чтобы оставалась щель примерно равная 7-8 см. Это позволяло положить на бокал и бутылку тонкий красивый непрерывный блик. Как сами понимаете, ширина блика регулировалась величиной щели и расстоянием до стрипа, а непрерывность блика – длиной стрипа. Для того, чтобы “дотянуть” блик практически до донышка бутылки, пришлось установить её на заднюю кромку черного стекла, на самый край. Одновременно это создавало и красивый рисунок на бокале, являющегося как-бы сложной линзой. Блик слева на бокале – от стрипа, справа отражение этого блика в бокале.
Заполняющий свет (4) был установлен сверху (тарелка с сотами) для того, чтобы осветить кольеретку, висящую на грубой бечевке, подсветить пробку и немного скат правого плечика бутылки. Почти вся правая сторона бутылки и посторонние блики в бокале были сознательно “провалены”, для чего вокруг всей композиции натянута черная бархатная ткань (6), которая для упрощения на схеме не показана. Это пришлось сделать потому, что съемка проходила в небольшом помещении и отраженный свет от стен не позволял до конца погасить “лишние” рефлексы на бокале.
Для подсветки винограда сзади использовался прибор с оптической насадкой (5), свет от которого не попадал на бокал и бутылку.
Этот снимок был опубликован в 1998 году. Меня позабавило, что очень скоро, гуляя по художественным “развалам” Москвы, я стал часто видеть полотна, написанные художниками “под копирку” с этого сюжета. Фотографический минимализм, видимо, входил в моду. Рад, что это изображение пришлось им по душе.
P.S. Насколько стилистически точно подходит форма бокала к бутылке, можно судить по фрагменту картинки (Рис.2), который служит и самостоятельным произведением.
Кроме того, по этому фрагменту можно судить и о количестве сохраненных мелких деталей (например: пыли на бутылке и даже фактуре стекла), которые ввиду малого размера основной представленной фотографии, к сожалению, не могут быть на ней воспроизведены. На отпечатке фотографии, размером 60х40 см эти детали уже отчетливо видны, и придают бутылке некий шарм.
Увеличенный фрагмент изображения.
Cайт автора: http://vladimirmorozov.ru
Иллюстрация к статье: